По воспоминаниям коллег Фаина Раневская часто опаздывала. Когда у Завадского бывало хорошее настроение, он норовил ее поддеть по этому поводу:
— Фаина Георгиевна, почему вы снова опоздали?
Та невозмутимо:
— Поздно вышла из дома.
— Почему же нельзя было выйти пораньше?
— Выходить пораньше было тоже поздно, голубчик...
Бывает взаимная любовь. У нас с Завадским взаимная нелюбовь. Но мне лучше то, что есть.
Услышав, как актеры судачат о том, что у них с Юрием Завадским идет непрерывная война, Фаина Раневская задумчиво нахмурилась:
— Скажите, а всякие там конвенции не отменили?
— Какие конвенции, Фаина Георгиевна?
— Ну, военные, по поводу пленных...
— Нет, а почему вы спрашиваете?
— Если я одержу победу, мне же Завадского содержать придется.
Немного подумав:
— Может, проиграть? Пусть он меня содержит, у него кошелек толще.
Завадский, утомленный спором с Фаиной Раневской, машет рукой:
— Ладно, пусть будет по-вашему!
Та торжествующе:
— Поздно, я уже передумала!
Я очень добрая. Я даже могу простить Завадского за то, в чем он не виноват».
— Мне нужно в магазин, — заявила во время одной из репетиций Фаина Раневская.
— Что-то срочное, Фаина Георгиевна?
— Да, хочу купить брюки.
— Вы же не носите брюки.
— Вчера Юрий Александрович Завадский сказал, что если он увидит меня в брюках, то непременно получит инфаркт. Ради этого стоит их надеть.
С Завадским трудно. Если я молчу, он тут же воображает, что он прав. Если спорю — считает что дважды прав.
Известно, что Юрий Александрович Завадский был женат несколько раз.
В том числе, его женой была актриса Вера Марецкая[4]. Раневская не упускала случая съязвить по этому поводу:
Завадский предпочел видеть Верку на сцене, — говорила Фаина Георгиевна. — Наверное, дома по утрам она представляет неприглядное зрелище.
Была женой Юрия Александровича и великая балерина Галина Уланова.
— Завадский не вынес болтливых актрис и выбрал себе в жены балерину, чтобы молчала, — заявила Раневская.
Юрий Завадский очень любил проводить своеобразные лекции об актерской игре в частности и о театре в целом. Не ходить на них считалось рискованным. Актеры боялись режиссерского гнева.
Однажды, после очередной длинной и скучной лекции, Завадский вдруг обратил внимание на непривычно притихшую Раневскую:
— Фаина Георгиевна, что-то вас давно не слышно...
— Это чтобы умнее казаться. Те, кто молчат, всегда умнее выглядят. Вы брали бы пример...
Коллега Фаины Георгиевны, актер страшно переживал, услышал ли Завадский, что он сказал. Раневская обнадежила молодого человека.
— Не услышал. Завадский никогда не слышит, если говорят не о нем.
— Это ваши слова, Фаина Георгиевна?! — возмутился по какому-то поводу Завадский.
— Нет, я их взяла взаймы.
— Завадский опорочил меня перед потомками, — заявила как-то Фаина Георгиевна.
— Чем, Фаина Георгиевна?
— Он — гениальная сволочь. Но потомки, к сожалению, забудут, что он — сволочь, зато будут помнить, что гениальная. А если гений не дает роли Раневской, значит, Раневская — говно.
Во время одной из репетиций Завадский услышал, как Раневская говорит о нем:
— Юрий Александрович очень любит, чтобы ему говорили правду в лицо, даже если после подобных откровений правдолюбца уволят.
— Я же вас не уволил, Фаина Георгиевна, — заметил режиссер.
— Боитесь, что я уйду и скажу эту правду в другом месте.
Завадский воскликнул в отчаянии:
— Публика просто не способна понять замысел этого спектакля!
Раневская тут же посоветовала:
— Поменяйте публику.
Завадский ехидно:
— Посоветуйте как.
— Напишите на афише: «Спектакль только для тех, кто способен понять». Будет аншлаг, все решат, что признаваться в неспособности неприлично.
— Если Завадский умрет, я умру тоже.
— Почему, Фаина Георгиевна? Вы так его любите?
— Не от тоски, от избытка желчи. Мне не на кого будет ее изливать.
Я не помню случая, чтобы кому-нибудь удалось оказаться сверху Завадского.
Иногда Юрий Александрович ведет себя не как мужчина, а как склочница из коммунальной квартиры.
Завадский — вытянутый в длину лилипут.
Была у Завадского жена — Уланова. Слава богу, у нас не танцевала.
Кончаю мое существование на помойке, то есть в театре Завадского.
Театр — невыносимая пошлость во главе с Завадским.
Творческие поиски Завадского охарактеризовывались Раневской не иначе, как «капризы беременной кенгуру».
Раневская постоянно опаздывала на репетиции. Наконец, у Завадского лопнуло терпение и он попросил актеров не замечать актрису, когда она в очередной раз опоздает.
Вбежав в репетиционный зал, Раневская поприветствовала коллег:
— Здравствуйте.
Молчание.
— Здравствуйте, — повторила Фаина Георгиевна громче, но ответа не услышала.
— Здравствуйте.
Ноль внимания.
— Ах нет никого?! Тогда пойду поссу.
Наблюдая за происходящим на сцене Юрий Александрович не выдержал и заорал:
— Фаина Георгиевна! Вы своими находками «сожрали» весь мой замысел!
— То-то у меня чувство, как будто я говна наелась, — достаточно громко пробурчала Раневская.
— Вон из театра! — крикнул мэтр.
Подойдя к авансцене, Фаина Георгиевна ответила:
— Вон из искусства!!
Юрий Александрович Завадский любил не только читать лекции, но и организовывать мастер-классы по актерскому мастерству, точнее по своему видению театра. Фаина Георгиевна не любила эти мероприятия, считая их пустой тратой времени. В который раз заметив, что Раневская не пытается скрыть зевоту, режиссер начал укорять актрису:
— Фаина Георгиевна, как же так? Я говорю, а вы зеваете!
— Не смущайтесь, — заявила Раневская. — Я всегда зеваю, когда мне очень интересно.
Завадский:
— Фаина Георгиевна, почему вы меня не слушаете?
Раневская:
— Чтобы не появилось желание возражать.
Завадский:
— Наша позиция твердая! Раневская:
— Но гибкая.
Услышав о Завадском, что тот страшно злопамятный и никогда никому ничего не прощает, Фаина Раневская возразила:
— Неправда! Себя он прощает всегда.
Как-то Юрий Александрович Завадский, который только что к своему юбилею получил звание Героя Социалистического Труда, опаздывал на репетицию. Ждали долго. Наконец, не выдержав, Раневская спросила с раздражением:
— Ну и где же наша Гертруда?
Есть перпетум мобиле, а Юрий Александрович — перпетум кобеле.
Он умрет от расширения фантазии.
Делая скорбную мину, Раневская замечала: «В семье не без режиссера».
...С упоением била бы морды всем халтурщикам, а терплю. Терплю невежество, терплю вранье, терплю убогое существование полунищенки, терплю и буду терпеть до конца дней. Терплю даже Завадского.
— Ох, вы знаете, у Завадского такое горе! — Какое горе? — Он умер.
Во время репетиции Юрий Александрович Завадский обиделся на актеров из-за какой-то ерунды, не сдержался, накричал, выбежал из репетиционного зала, хлопнув дверью и бросив:
— Пойду повешусь!
Все были подавлены. В тишине раздался спокойный голос Раневской:
— Юрий Александрович сейчас вернется. В это время он всегда ходит в туалет.
Завадскому дают награды не по способностям, а по потребностям. У него нет только звания «Мать — героиня».
Когда у Раневской спрашивали, почему она не ходит на мастер-классы и лекции Завадского о профессии актера, Фаина Георгиевна отвечала:
— Я не люблю мессу в бардаке.
— Доктор, в последнее время я очень озабочена своими умственными способностями, — жаловалась Фаина Георгиевна.
— А в чем дело, дорогая моя? Каковы симптомы?
— Очень тревожные: все, что говорит Завадский кажется мне разумным.
Отзывчивость никогда не была сильной стороной режиссера Юрия Александровича Завадского. Притворяться же он не хотел и не любил. Когда однажды на гастролях у Фаины Георгиевны случился сердечный приступ, Завадский лично отвез актрису в больницу и ожидал в коридоре, пока несчастной сделают укол. На обратном пути в театр режиссер поинтересовался:
— Что они сказали, Фаина?
— Что, что... Грудная жаба, — пробурчала Фаина Георгиевна.
— Какой ужас! — воскликнул Завадский. — Грудная жаба!
Но уже через минуту, засмотревшись на пейзаж за окном автомобиля, стал напевать:
— Грудная жаба, грудная жаба.